ЗАКЛЮЧЕНИE
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Действующий Уголовный кодекс был принят Верховным Советом БССР 29 декабря 1960 г. и введен в действие с 1 апреля 1961 г. таким образом, основные тенденции преступности в Беларуси в рамках действующего законодательства можно проследить начиная с 1961 г.
Прежде всего обращает на себя внимание общая тенденция постоянного роста этого негативного явления. Причем характерным является неравномерность роста в рамках каждого десятилетия. Например, максимальные значения роста преступности в каждом десятилетии приходятся на конец текущего и начало следующего десятилетия с некоторой стабилизацией и даже снижением темпов роста в середине этого периода.
1961 – 1970 |
1970 – 1980 |
1980 – 1990 |
|||
Год |
Прирост к 1961 г., % |
Год |
Прирост к 1970 г., % |
Год |
Прирост к 1980 г., % |
1969 |
13,7 |
1971 |
23,8 |
1981 |
36,7 |
1970 |
26,4 |
1972 |
27,21 |
1989 |
46,5 |
1979 |
22,1 |
1990 |
66,7 |
||
1980 |
33,5 |
1991 |
79,2 |
Из приведенных данных нетрудно заметить, что величина прироста преступности к концу каждого последующего десятилетия увеличивается. Так, если во втором десятилетии (1970 – 1980 гг.) она увеличилась по сравнению с первым (1961
–1970 гг.) примерно на 10% в максимальном значении, то в третьем (1980–1990 гг.) – более, чем в два раза по сравнению со вторым.Увеличивается и среднегодовой показатель прироста преступности в каждом десятилетии. Так, в 1961 – 1970 гг. он был равен 2,9%; в 1970 – 1980 гг. – 3,4 %, в 1980 – 1990 гг. – 6,7%. С 1990 г. по 1994 г. он составил уже 14,7%.
О нарастании темпов роста преступности говорят и такие данные. С 1961 г. преступность увеличилась в 2 раза (на 100%) за 22 года. С 1970 г. такое увеличение произошло за 20 лет, с 1980 г. – за 12 лет. А с 1990 г. при сохранении среднегодовых темпов ее уровень удвоится за 7 лет, т.е. к 1998 г.
Приведенные статистические данные свидетельствуют о несостоятельности выводов ведущих криминологов бывшего СССР о действии в социалистическом обществе устойчивой тенденции сокращения преступности [32].
Исследуемое десятилетие (1981 – 1991 гг.) представляет исключительный интерес по многим причинам. Прежде всего, пожалуй, потому, что первая его половина связана с пиком так называемого "застойного" периода. С 1982 г. по 1985 г. происходит частая смена лидеров КПСС и советского государства (Брежнев Л. И., Андропов Ю. В., Черненко К. У., Горбачев М С.). Было совершенно очевидно, что действующая система государственного и общественного устройства себя исчерпала. В обществе назревали перемены. Однако государство было еще монолитно, и в нем действовали устоявшиеся формы руководства партией и обществом.
В этот период тенденции к преступности сохраняются, но происходит неожиданный ее всплеск. Так, после некоторого понижения ее уровня в 1982 г., что характерно для начала каждого десятилетия, произошел резкий рост, чего не наблюдалось в начале предыдущих десятилетий. Например, в 1983 г. ее рост к уровню 1980 г. составил 20,7%, в 1984 г. – 28,3%, в 1985 г. – 28,3%. Эти показатели значительно превосходили показатели предыдущих десятилетий (иногда в 5, 10 раз).
С 1986 г. в государстве выработан курс на реформы, в частности на интенсификацию производства, принимается антиалкогольное законодательство и разворачивается соответствующая компания. В течение 1987 г. осуществляется широкомасштабная подготовка к празднованию 70-летия Октябрьской революции, проводится амнистия в связи с этой датой и ряд других политических и социально-экономических мер.
Принятые меры повлияли на состояние и динамику преступности. Темпы ее роста замедлились и составили в 1986 г. 19,7% к уровню 1980 г., в 1987 г. – 6,7%, в 1988 г. – 7,4%. По сравнению с уровнем 1985 г. в 1986 г. произошло снижение на 6,8%, в 1987 г. на 16,8%, в 1988 г. – на 16,3%. Вместе с тем уже в 1988 году наметился некоторый рост (0,6% к уровню 1987 года).
Период с 1988 г. по 1991 г. характерен серией крупномасштабных политических и социально-экономических мероприятий по демократизации общества и государства, мерами по так называемой перестройке общества. К сожалению, этот процесс повлиял на ослабление государства и его функций, в том числе функций в области борьбы с преступностью. Набирал ход процесс суверенизации союзных республик в составе бывшего СССР и создания на их основе независимых государств. Эти процессы во многом опережали создание необходимой правовой основы новой государственности, нового экономического, социального и правового порядка. Завершился этот процесс в конце 1991 г. ликвидацией СССР как единого государства.
Названные процессы не могли не повлиять на состояние и динамику преступности. В 1989 г. ее рост составил 36,4% к уровню предыдущего 1988 г. и 46,5% к уровню 1980 г. Такого всплеска не наблюдалось с 1961 г. В последующие годы высокие темпы роста преступности стали обычным явлением и превратились в устойчивую тенденцию. Так, в 1990 г. годовой рост преступности составил 13,8% и 66,7% к уровню 1980 г., в 1991 г. соответственно 7,5% и 79,2%, в 1992 г. – 18,8% и 112,8%, в 1993 г. – 6,9% и 127,6%, в 1994 г. – 16,4% и 164,8%.
Таким образом, статистические данные и исследования, проведенные в течение 1981–1991 г., показывают, что криминологическая ситуация в Беларуси очень сложная. Уровень преступности более чем в 3 раза превышает тот, который был в 1961 г., и в 1,8 раза – в начале истекшего десятилетия
. Темпы роста достаточно высоки, и стабилизация их в ближайшее время маловероятна. Напротив, и население, и эксперты, и анализ практики говорят о том, что в ближайшее время рост преступности сохранится. Вероятность стабилизации темпов роста остается только на уровне отдельных видов общеуголовных преступлений (тяжкие насильственные и др.) при повышении эффективности и качества работы правоохранительных органов.В структуре преступности в течение последних лет произошли серьезные изменения. В так называемый перестроечный период активно проявились такие виды, как организованная и профессиональная преступность; коррупция; деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков, и др. Решительного отпора со стороны правоохранительных органов в силу разных причин они не получали и потому стали распространенными. Официальная статистика в большей части их не учитывала и не учитывает, и, по существу, они остаются латентными. Общество, таким образом, криминализируется, противоправное поведение становится нормой для многих лиц. Население испытывает тревогу, граждане не чувствуют себя в безопасности ни дома, ни на работе, ни, тем более, на улице в вечернее время. Даже осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы, не "застрахованы" от посягательств со стороны организованных преступных групп. В обществе нагнетается атмосфера страха. При совершении уголовных деяний усиливаются жестокость, корыстная мотивация, организованность, вооруженность и техническая оснащенность криминальных элементов.
Растет преступность несовершеннолетних, особенно неучащейся и неработающий молодежи. Среди лиц молодого возраста преобладает корыстно-насильственный вид уголовно наказуемых деяний, что объясняется резким ухудшением экономического положения молодежи. Рецидив со стороны несовершеннолетних в течение исследуемого десятилетия возрос почти в 3 раза. Нормой стало открытое антиобщественное поведение молодежи, пренебрежение нормами морали и нравственности, откровенная агрессивность и наглость. Во многом такое поведение несет на себе отражение тех стереотипов, которые широко рекламируются в зарубежной кино-, видео- и печатной продукции, распространяемой без всякого контроля как официальными средствами массовой информации, так и подпольными дельцами. Все это способствует широкой популярности среди
молодежи рэкета, различных антиобщественных (в том числе и преступных) групп, действующих иногда на профессиональной основе.Деятельность правоохранительных органов в период наиболее активного всплеска преступности в 1989 г., к сожалению, не была решительной и эффективной. Напротив, она порождала выжидание, чувства неуверенности, нерешительности и даже растерянности. чувство неуверенности, нерешительности, выжидания и даже растерянности. В результате, авторитет сотрудников, который и до того не был высоким
, значительно снизился. Раскрываемость преступлений упала, профилактическая работа осуществляется неудовлетворительно, совершенно отсутствует система постпенитенциарной помощи. Не создана и система социальной реабилитации для бездомных и брошенных детей, бродяг и других лиц. Сложившийся ранее опыт привлечения общественных формирований к работе по предупреждению правонарушений и преступности во многом утрачен, а связи органов внутренних дел с трудовыми коллективами разрушены.Те же недостатки присущи деятельности судебных органов, которые отреагировали на всплеск преступности в 1989 г. и последующих годах снижением уровня судимости, особенно за преступления, связанные с коррупцией (взяточничество, должностные злоупотребления, хищения и др.), сокращением применения наказания в виде лишения свободы к лицам, совершившим такие преступления, широким применением ст.42 УК, дающей возможность назначать наказания, не связанные с лишением свободы, там, где закон прямо предписывает лишение свободы, то есть, по существу, уводить от ответственности должностные лица, применять "бархатные" виды наказаний.
Такая практика разрушительным образом повлияла на годами формировавшийся предупредительный эффект уголовного закона (частный и общий) и положила начало формированию нового пласта общественного правосознания, основными чертами которого стали правовой нигилизм, недоверие властям, вседозволенность должностных лиц, чиновников, богатых людей и др. Иначе говоря, общественное сознание подверглось, по существу, криминализации в активной форме. Одновременно в него внедрялась мысль о том, что все недостатки в борьбе с преступностью происходят главным образом по причине несовершенства законодательства. Слов нет, законодательство нуждается в реформировании. Но совершенно очевидно, что ситуация как раз обратная: нормы действующего законодательства позволяют применять решительные меры в борьбе с самыми различными преступными проявлениями. Дело за малым: осмыслением новых условий, в которых эти нормы должны применяться, разработкой механизма их применения с учетом этих условий и желанием их применять. Названные компоненты как раз и отсутствуют у исполнительной власти, а также в системе правоохранительных и судебных органов. Поэтому основной вывод по результатам исследования состоит в том, что действующее законодательство позволяет вести решительные действия в борьбе с преступностью, но такие действия во многих случаях в силу разных причин не предпринимаются. Это лишний раз свидетельствует о том, что в Беларуси отсутствует политика в области борьбы с преступностью, а усилия по разработке ее научных основ в различных направлениях (уголовной, уголовно-процессуальной, уголовно-исполнительной и в области предупреждения преступности) явно недостаточны. Нельзя признать эффективным и механизм контроля за своевременным и правильным применением норм уголовного закона со стороны органов прокуратуры. Названные обстоятельства отрицательно сказываются на работе правоохранительных органов, на подготовке научно обоснованных программ борьбы с преступностью, обновлении законодательства.
Проведение исследований по конкретным направлениям позволило выявить некоторые тенденции в динамике отдельных видов преступности, недостатки в деятельности правоохранительных органов. Так, разработка проблем борьбы с организованной преступностью потребовала сосредоточить внимание прежде всего на понятийном аппарате и научных основах существующих в теории и на практике определений. Это позволило сделать вывод: организованную преступность следует рассматривать в двух гносеологических аспектах. С одной стороны, как сложное негативное социально-правовое явление, как новое качество преступности. С другой стороны, как один из ее структурных элементов (в данном случае – разновидности групповой преступности), наряду с преступностью несовершеннолетних, рецидивной преступностью и другими видами. Такое понимание объекта исследования в широком и узком смысле позволит уточнить терминологию, сделает научные поиски более целенаправленными и продуктивными.
В соответствии с указанными подходами в определении организованной преступности необходимо строить работу по противодействию ее проявлениям. При этом можно выделить два основных направления. Первое из них должно включать в себя комплекс мер государственного характера, направленных на устранение причин организованной преступности, ограничение ее масштабов и нейтрализацию негативных последствий. Второе должно ставить своей целью борьбу с деятельностью криминальных формирований, включая своевременное предотвращение, пересечение и раскрытие конкретных деяний, совершаемых членами преступных сообществ.
При разработке проблемы коррупции установлено, что данный вид криминальной деятельности тесно связан с организованной преступностью. Коррупция широко распространена в реальной жизни. Это подтверждается опросом населения, выступлениями руководителей правоохранительных органов в средствах массовой информации, на заседаниях Верховного Совета. В то же время реальных практических шагов, решительного усиления борьбы с коррупцией и организованной преступностью не видно. Например, удельный вес лиц, привлеченных к уголовной ответственности и осужденных за взяточничество, из года в год падает. Если в 1982 г. по ст. 169 УК было осуждено 63 чел., то в 1988 г. и 1989 г. – по 11, а в 1991 г. – 15 чел.
При этом и меры наказания, применяемые по приговорам судом, не соответствуют тяжести содеянного. Так, лишение свободы за дачу взятки, совершенную при квалифицирующих обстоятельствах, назначалось лишь в 30 % случаев и менее, хотя по закону предусмотрено наказание от 5 до 15 лет. Практика назначения наказаний ниже низшего предела за это тяжкое преступление укоренилась настолько, что в 1992 г. только 35,7% лиц, осужденных за получение взятки, было приговорено к лишению свободы, а в 1993 г. – 14,5%. Остальным было назначено наказание
, не связанное с лишением свободы. Ничем иным, как искажением судебной практики, объяснить данный феномен невозможно.Показатели привлечения к уголовной ответственности и наказания за злоупотребление служебным положением еще ниже. Если учесть, что взяточничество выявляется лишь в 5 – 20 % случаев, значительное число виновных освобождается от уголовной ответственности, а те, кто привлечен к ней, осуждаются преимущественно к мерам наказания, не предусмотренным даже в санкциях статей уголовного закона, и остаются на свободе, то о борьбе с коррупцией и организованной преступностью можно говорить лишь условно. В этой связи самыми актуальными проблемами являются решительная активизация деятельности правоохранительных органов и совершенствование законодательства о борьбе с коррупцией.
Изучение вопросов преступности несовершеннолетних и молодежи показало, что в Беларуси продолжается ее рост (в том числе и рецидивной). Качественный анализ данного явления свидетельствует об определенных перекосах в карательной практике. Если по отношению к коррупции и организованной преступности карательная практика смягчена до предела и свыше 60 % преступников, совершивших тяжкие преступления, осуждаются с применением ст. 42 УК, то этого не скажешь по поводу несовершеннолетних правонарушителей. Из числа всех осужденных примерно до 25% приговариваются к лишению свободы, до 5 % – к исправительным работам, до 46 – 50 % – к отсрочке исполнения приговора и до 20 % – к условному осуждению. Набор наказаний, применяемых к несовершеннолетним, чрезвычайно мал: только лишение свободы и исправительные работы. В одном случае они применяются для реального исполнения, в другом – условно либо с отсрочкой исполнения этой меры, но с угрозой ее реального воплощения. Поразительно, но факт: до 95 % несовершеннолетних приговариваются именно к этим двум наказаниям, из которых на исправительные работы приходится не более 10 %. Причем до 30 % из числа осужденных отбывают наказание реально, а до 65% – условно либо с отсрочкой исполнения приговора. Принудительные меры воспитательного характера применяются довольно редко.
Названные обстоятельства негативно влияют на предупреждение преступности несовершеннолетних. Если учесть при этом условия отбывания наказания в виде лишения свободы и условия содержания в следственных изоляторах, отсутствие надлежаще организованной системы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, отсутствие постпенитенциарной помощи и системы реабилитации, то рост рецидива среди несовершеннолетних вполне объясним. Поэтому ближайшими задачами по предупреждению преступности среди этой категории лиц является решительное изменение карательной практики; проведение широкомасштабного комплексного исследования проблемы преступности несовершеннолетних и обоснование таких предложений, как создание
специальных судов для детей и подростков, системы наказаний, не связанных с лишением свободы, органов, исполняющих эти наказания, системы постпенитенциарной помощи и реабилитации освобожденных из мест лишения свободы; изменение практики исполнения лишения свободы и приведение ее в соответствие с международными стандартами; создание приютов для брошенных и больниц специального типа для больных детей.В структуре преступности значительное место занимают насильственные уголовно наказуемые деяния. За период 1981–1991 гг. их доля в среднем равна 17,1 %. Наибольшее количество этих преступлений зарегистрировано в 1983, 1984 гг. и 1989–1991 гг. (среднегодовая величина соответственно 11 740 и 11 745). В то же время если в 1983, 1984 гг. их доля составляла 20,8 %, то
в 1989–1991 гг. – 15,6 %. Темпы роста в 1990, 1991 гг. снизились (в 1991 г. рост составил 1,9 % к уровню 1990 г.).В структуре насильственной преступности выделяются (исходя из степени тяжести насилия и мотивов совершения противоправного посягательства) четыре группы уголовно наказуемых деяний (данные за 1990 г.): 1) тяжкие насильственные преступления против жизни и здоровья личности – 2,5 %; 2) менее тяжкие насильственные преступления, злостное и особо злостное хулиганство – 6,6%; 3) корыстно-насильственные преступления – 5%; 4) сексуально-насильственные преступления – 1%.
Изучение проблемы влияния пьянства, алкоголизма и наркомании на состояние преступности показало, что в Беларуси увеличились производство и потребление населением спиртных напитков. По статистическим данным 1991 г., на каждого жителя приходилось 25–30 литров водки и столько же самогона. В результате каждое третье преступление (33,8 %) совершено в состоянии опьянения. Эти показатели значительно выше по отдельным видам преступлений.
Возросшая криминогенность пьянства связана в основном с ослаблением деятельности государственных органов (и прежде всего ОВД) по пресечению нарушений антиалкогольного законодательства. При дальнейшем свертывании этой работы ожидается увеличение доли преступлений, совершенных в состоянии опьянения, а также на почве пьянства и алкоголизма.
Исследование показало, что в Беларуси достаточно бурно распространяется наркомания. Если в 1987 г. на учете состояло 239 потребителей наркотических средств, то в 1988 г. – 501, в 1989 г. – 516, в 1991 г. – 1000. Согласно существующей международной методике скрытый наркотизм в 10 раз превышает официальные цифры. В этой связи можно предположить, что в Беларуси число потребителей наркотиков составляет свыше 10 тыс. человек.
Распространение наркомании происходит за счет приобщения к наркотикам все большего числа лиц, как правило, молодежного возраста. В этом заинтересованы дельцы от наркобизнеса. Поставка наркотиков является чрезвычайно доходным делом, поэтому в данную сферу противоправной деятельности вовлекается все большее число лиц, которые, по данным правоохранительных органов, активно налаживают контакты с дельцами международного уровня. Поэтому далеко не случайным является рост числа преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Так, в 1991 г. органами внутренних дел было зарегистрировано 516 таких преступлений, что в три с лишним раза больше по сравнению с 1987 г.
В настоящее время меры борьбы с наркоманией пока остаются недостаточными. Для повышения их эффективности необходимо обеспечить предупреждение преступности в двух направлениях: а) со стороны наркоманов; б) со стороны дельцов наркобизнеса. Каждое из этих направлений имеет свою специфику и должно включать конкретную систему мер. Основой же деятельности правоохранительных органов должен стать закон о борьбе с наркоманией и незаконным распространением наркотиков, необходимость подготовки и принятия которого вполне очевидна.
Не снижается повторная преступность. Среди рецидивистов, ранее осуждавшихся за совершение уголовно наказуемых деяний (легальный рецидив), преобладают лица, ранее совершавшие четыре группы преступлений: корыстные и корыстно-насильственные деяния против личной собственности (кражи, грабежи, разбои); насильственные преступления; хулиганство; хищения государственного либо общественного имущества.
Предупреждение рецидивной преступности должно базироваться на комплексе мер, включающих совершенствование карательной практики в отношении несовершеннолетних правонарушителей, практики предупреждения преступлений названных четырех видов, законодательства об уголовной ответственности рецидивистов (подробнее см. предложения в гл. 8), системы исполнения наказания и постпенитенциарной помощи после освобождения из мест лишения свободы.
Среди уголовно-правовых мер борьбы с преступностью важнейшим остается уголовное наказание. Однако система наказаний, предусмотренных действующим уголовным законодательством, правила их назначения не отвечают задачам сегодняшнего дня, не позволяют судам эффективно осуществлять карательную практику. Представленный официальный проект нового УК, к сожалению, этой проблеме уделяет недостаточно внимания и вносит лишь частичные изменения, которые вряд ли могут повлиять на практику борьбы с преступностью.
Исследования показывают, что в будущем уголовном законодательстве серьезное внимание должно быть уделено вопросам совершенствования системы наказаний с учетом рекомендаций международных стандартов. При этом должна быть разработана более тщательно система наказаний, не связанных с лишением свободы, особенно для несовершеннолетних правонарушителей. Серьезной проработки требуют понятие и содержание такого традиционного вида наказания, как исправительные работы поскольку в новых экономических условиях оно, безусловно, требует совершенствования. Особое внимание нужно обратить на большую дифференциацию и обоснованность санкций в статьях Особенной части УК, предусмотрев возможность более широкого применения экономических санкций и альтернативных лишению свободы мер в отношении несовершеннолетних.
Самостоятельными проблемами являются разработка и совершенствование системы исполнения наказаний. Особенно это касается наказаний, не связанных с лишением свободы, где, к сожалению, такая система вовсе не просматривается. Данная составная часть системы уголовного
правосудия требует наиболее пристального внимания. Дело в том, что в последние годы шла активная работа по совершенствованию уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Нормы названных отраслей права приводились в соответствие с требованиями жизни. Этот процесс почти совсем не коснулся исправительно-трудового законодательства, нормы которого в своей основе базируются на положениях ведомственных нормативных актов 60-х годов. Попытки внести изменения в законодательство нельзя признать удачными, так как изменения закона предусмотрены ведомственными актами, что само по себе является нонсенсом в правотворчестве. Поэтому ближайшей задачей является разработка концептуальных основ исполнения наказания с учетом рекомендаций, содержащихся в стандартах и нормах ООН и Совета Европы, предусматривающих создание системы государственных органов по исполнению наказаний различных видов и принципы обращения с осужденными.Наряду с традиционными формами преступности в предмет исследования входило изучение явлений, порожденных новыми социально-экономическими отношениями, появлением новых технологий и новой техники. В данном случае речь идет о так называемых компьютерных преступлениях, связанных с использованием вычислительной техники и технологий обработки информации.
Состояние, динамика и структура этого вида преступности зависят от уровня компьютеризации общества. Криминологический анализ позволяет сделать вывод, что данный вид противоправной деятельности с характерными для нее тенденциями в Беларуси находится примерно на уровне развитых зарубежных стран 80-х годов. Потенциальная опасность компьютерных преступлений достаточна высока, а экономический ущерб от них может быть огромен. Поэтому с учетом достаточно активной компьютеризации народного хозяйства, быстроты сменяемости технологий, сложности обнаружения и раскрытия таких преступлений необходимо, во-первых, осуществлять компьютеризацию с учетом зарубежного опыта, особенно в части использования организационных, аппаратных и программных мер борьбы с компьютерными преступлениями; во-вторых, требуются самые активные усилия по разработке нормативной базы по обеспечению безопасности информационно-вычислительных средств.Исследованием установлено также, что наряду с изучением наиболее распространенных видов уголовно наказуемой деятельности для Беларуси актуальными являются экологические и природоохранные правонарушения и преступления; криминальная виктимология и виктимологическое направление предупреждения преступности; латентная преступность и механизмы ее выявления. Упомянутые направления найдут свою реализацию в дальнейших исследованиях.