Г л а в а VII
Глава VII
ПРЕСТУПНОСТЬ, СВЯЗАННАЯ С ПЬЯНСТВОМ, АЛКОГОЛИЗМОМ И НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ
I. Преступность на почве пьянства и алкоголизма
Систематическое злоупотребление спиртными напитками нарушает нервно-психическую структуру личности, уродует ее нравственные устои, изменяет моральный облик и нарушает волевую сферу.
Каждое третье преступление в Беларуси
– на совести людей, одурманенных алкоголем. Увеличивается число несовершеннолетних, злоупотребляющих спиртными напитками – выявлено 16 тыс. таких подростков. На учете состоят 188 тыс. алкоголиков, из них 23% – подростки и юноши. В 1991 г. на каждого жителя Беларуси, включая младенцев и немощных стариков, приходилось по 25–30 литров сорокаградусной водки. К этому количеству следует приплюсовать столько же самодельного зелья.При таком злоупотреблении алкоголем спиртные напитки служат своего рода катализатором антиобщественного поведения и безответственного отношения к выполнению служебных обязанностей. И еще одна немаловажная деталь: 90% умственно отсталых и дефективных детей появляются на свет в результате зачатия их в состоянии алкогольного опьянения. Ежегодно на территории бывшего СССР рождалось 700 тыс. младенцев с физическими и психическими уродствами вследствие алкоголизма родителей. Если не будут приняты эффективные меры по борьбе с пьянством, то через 40
–50 лет число лиц с врожденным слабоумием превысит число здоровых людей.По данным отчета МВД Республики Беларусь о зарегистрированных раскрытых и нераскрытых преступлениях, в 1991 г. было совершено 81 346 уголовно наказуемых деяний, из них в состоянии алкогольного опьянения
– 27 485. Из общего числа (7472) раскрытых в 1991 г. тяжких преступлений 65,5% совершено в состоянии опьянения (убийств – 411, изнасилований – 417, тяжких телесных повреждений – 676, разбойных нападений – 318).Удельный вес пьянства еще выше по таким преступлениям, как кражи (2881), грабежи (931), хулиганства (2167), угоны транспортных средств без цели хищения (791), нанесение менее тяжких телесных повреждений (403), хищения государственного или общественного имущества, совершенные путем краж (1489), умышленные поджоги (115) и др.
Образ жизни людей при бытовом пьянстве и алкоголизме связан с большими денежными расходами. В большинстве случаев недостаток средств восполняется преступной деятельностью. Лица в состоянии опьянения легче преступают грань закона, совершая кражи, хищения, разбойные нападения, мошенничества, убийства, изнасилования. Они более склонны к проявлениям жестокости и цинизма. Деградация личности у пьяниц и алкоголиков захватывает и сексуальную сферу. По этой причине привычное пьянство часто приводит к совершению изнасилований, а хронический алкоголизм
– к гомосексуализму и другим извращениям. Сексуальное преступление с последующим убийством или нанесением тяжких телесных повреждений при хроническом алкоголизме чаще всего совершают психопатические личности.Употребление спиртных напитков способствует антиобщественному поведению лиц, ведущих аморальный, паразитический образ жизни. Устраивая сборища в общественно доступных местах (на вокзалах, в гостиницах, на рынках), они затем перебираются в укромные уголки
– на чердаки, в подвалы и т. д., приспосабливая их под притоны с пьяными оргиями, беспорядочными половыми связями, распространением венерических заболеваний.Алкоголь отрицательно действует на весь организм, нарушает сложные нервные процессы, в связи с чем у человека утрачивается способность контролировать свои действия, логически мыслить. У пьяниц нарушается память, утрачиваются профессиональные навыки, развивается эмоциональная неуравновешенность, аморальность в поведении, грубость, черствость, эгоизм. У выпившего критическое отношение к себе и окружающей обстановке изменяется по мере
нарастания опьянения: усиливается тяга к конфликтам, дракам с нанесением телесных повреждений, может появиться опасность перерастания хулиганских действий в убийство.Одной из особенностей психики при хроническом алкоголизме является снижение интеллекта, что выражается главным образом в ослаблении критического отношения к своему поведению. Появляются или усиливаются такие негативные качества, как придирчивость, злобность, склонность к конфликтам, что способствует совершению безмотивных преступлений (чаще всего хулиганства с нанесением телесных повреждений).
По мере нарастания алкоголизма наступает деградация личности, охватывающая всю эмоциональную сферу. На первый план выступают оживление у алкоголика низших влечений, появление распущенности, цинизма и жестокости. Люди начинают полностью игнорировать морально-этические нормы поведения. Развивается склонность к суицидальным тенденциям. На почве пьянства совершаются такие должностные преступления, как хищения, взяточничество, злоупотребление служебным положением и др.; порождаются кумовство, обстановка всепрощения, круговой поруки. Пьяницы и алкоголики, по существу, представляют легион потенциальных правонарушителей, наносящих материальный и моральный ущерб обществу.
Алкоголизм способствует росту рецидивной преступности. В 1991 г. на территории Беларуси рецидивисты совершили: убийств
– 122, умышленных тяжких телесных повреждений – 245, менее тяжких телесных повреждений – 150, изнасилований и покушений на них – 417, хищений государственного или общественного имущества путем краж – 1364, краж и грабежей личного имущества граждан – 3590, хулиганств – 735. По сравнению с теми, кто осужден впервые, среди рецидивистов алкоголиков больше.Небезынтересны результаты анкетирования 276 лиц, отбывавших наказание за совершение повторных преступлений. Анализ собранных ответов показал, что 70,7% осужденных злоупотребляли спиртными напитками. Из них более половины хронические алкоголики, на учете не состояли.
Рецидивисты разлагающе действуют на неустойчивых лиц, особенно подростков и юношей, вовлекают их в преступную деятельность. В последние годы на долю несовершеннолетних приходится до 15% всех преступлений. У многих из этой категории правонарушителей имеются функциональные расстройства центральной нервной системы (неврозы) и психические заболевания. По данным Минздрава бывшего СССР, 1 млн. детей (до 14 лет) и 350 тыс. подростков страдают различными психическими аномалиями и заболеваниями, а 66 428 злоупотребляют спиртными напитками.
Общеизвестно, что в целях предупреждения пьянства и алкоголизма среди несовершеннолетних у нас для них действует "сухой закон". Лицам, не достигшим 21 года, продажа спиртных напитков запрещена. Казалось, и пьянства среди них не должно быть. Но оно, к сожалению, встречается и притом довольно часто. Статистика показывает, что ничем не занятые, ведущие праздный образ жизни молодые люди в двадцать раз чаще вступают на путь пьянства и преступности, чем работающие или учащиеся.
Анкетирование 276 лиц, отбывающих наказание, позволило установить, что 70,7% опрошенных употребляли спиртные напитки по два
–три раза в неделю. Их поведение в состоянии опьянения не вызывало осуждения со стороны окружающих. Употребление спиртных напитков с течением времени стало для них необходимостью. Результаты исследований убеждают, что реализации возникающего по разным причинам влечения к алкоголю в немалой степени способствует и бытующее у нас "снисходительное" отношение к потреблению спиртного детьми и подростками. 77,1% опрошенных экспертов из 640 (исследования проводились в 1990 г. отделом криминологии НИИПККиСЭ МЮ Республики Беларусь) отметили, что население недостаточно поддерживает деятельность милиции по борьбе с пьянством в быту, а иногда даже потворствует лицам, допускающим недостойное поведение в нетрезвом состоянии.Благодушие и снисходительность к пьяницам серьезно затрудняют деятельность правоохранительных и других органов по пресечению фактов злоупотребления алкоголем и связанных с ним правонарушений. На это обратили внимание только 6,7% опрошенных экспертов из 640; 93,
3% отрицательно относятся к этому и не связывают рост преступности с неудовлетворительной борьбой с пьянством.Исследования 276 осужденных за повторные преступления позволили установить, что алкоголизм способствует продолжению преступного образа жизни в следующих возрастных группах: 20
–25 лет, 25–30 лет и 30–40 лет. Наибольшую вероятность рецидива дает возрастная группа 25–34 года, на которую приходится почти половина анкетированных. К этой группе ближе всех стоит возрастная группа 14–24 года. Средний возраст анкетированных по данной молодежной группе составляет 15 лет. Большинство таких несовершеннолетних закончили 7–8 классов и первую выпивку совершили в возрасте 13–14 лет. После нее в основном и стали регулярно выпивать, чаще всего – вне семейной обстановки. Все подростки по количеству выпитых спиртных напитков в среднем не уступали взрослым. В состоянии алкогольного опьянения ребята совершали наиболее тяжкие преступления против жизни и здоровья человека. Этим подросткам свойственна неуравновешенность в поведении, повышенная возбудимость, большая подверженность влиянию других лиц. Практика показывает: подростки, злоупотребляющие спиртными напитками, становятся алкоголиками через 1–2 года. Как правило, у них развивается склонность к повторности совершения преступлений.Следует подчеркнуть, что население Беларуси (93% из 1128 опрошенных граждан и 71,3% из 6140 экспертов) обеспокоено распространением пьянства, полагая, что в ближайшем будущем следует ожидать увеличения "пьяной" преступности.
Кроме известных мер по борьбе с пьянством и связанными с ним правонарушениями можно рекомендовать проведение следующих мероприятий.
1. Необходимы активные антиалкогольные действия как на уровне конкретной микросреды (семьи, трудового коллектива), так и в масштабах государства, административного района, города. Для сбалансирования программы действий нужны организация (координационный совет) и материально-финансовое ее обеспечение (фонды могут быть созданы за счет отчисления полутора
2. В основу антиалкогольной политики должны быть положены социально-профилактические меры, направленные на улучшение условий жизни, быта, досуга и общения людей, на повышение культуры нашего быта и нравственности. Культура в быту дает человеку важное свойство
– чувство меры. Она может в какой-то степени заменить те моральные тормоза, которые заметно ослабли в последние годы.3. Созидательная программа антиалкогольной пропаганды должна включать в себя многие стороны жизни. Это забота о быте и внедрении новых обычаев, организация досуга, рекламирование продуманной системы развлечений, массового охвата людей спортом. Нужна хорошая ненавязчивая пропаганда о пагубных свойствах алкоголя и его влиянии на здоровье, о культуре употребления спиртных напитков. Если агитировать только за полный отказ от спиртного, то на успех можно не надеяться. Мировой опыт доказывает: снижение употребления спиртных напитков происходит лишь в тех странах, где продуманная пропаганда вреда алкоголя ведется параллельно с обучением поведению в алкогольных ситуациях.
4. В системе здравоохранения следует организовать службу по выявлению лиц, подверженных злоупотреблению алкоголем. Такой же неотложной проблемой является формирование детско-подростковой службы по предупреждению и лечению у ребят алкоголизма, наркомании и токсикомании.
5. Следовало бы предусмотреть направление лиц при систематическом пьянстве на обследование и лечение после трехкратного применения мер административного воздействия и официального привода в органы внутренних дел для предупреждения о недопустимости антиобщественного поведения.
6. При злоупотреблении конкретного лица спиртными напитками и отказе от добровольного лечения в наркологических пунктах или диспансерах следует решить вопрос о его направлении на принудительное лечение.
7. На принудительное лечение следует направлять граждан и в случаях бытового пьянства или хронического алкоголизма, если их действия представляют опасность для окружающих.
8. Юноши и девушки должны быть подвергнуты принудительному лечению при злоупотреблении спиртными напитками и выраженных изменениях личности с утратой способности к систематической учебе или работе, контролируемых волевых усилий, которые позволили бы отказаться от употребления спиртных напитков и общения с губительной средой
.9. Необходимо добиться обязательного лечения лиц при их бытовом систематическом пьянстве и первоначальных признаках проявления хронического алкоголизма.
10. Врачи-наркологи должны держать на учете своих пациентов и осуществлять за ними наблюдение на протяжении трех лет после лечения, так как за этот промежуток времени у человека формируются новые жизненные стереотипы.
11. Нужно добиваться расширения сети лечебных учреждений наркологического профиля для амбулаторного, стационарного и хозрасчетного лечения, курсов и клубов использования нетрадиционных методов избавления от вредных привычек.
12. Целесообразно использовать опыт зарубежных стран по борьбе с пьянством. В частности, на базе медицинских вытрезвителей было бы неплохо организовать дезинтоксикационные центры по лечению доставляемых туда лиц в течение трех суток по разработанной методике. При этом нужно взимать с них соответствующую плату за лечение и другие услуги. Дальнейшая медицинская помощь выписанному из центра должна быть оказана участковым наркологом либо другим врачом по выбору данного лица.
13. На крупных предприятиях следует ввести в штаты наркологической службы психолога, который осуществлял бы наблюдение за производительностью труда рабочих. В случае снижения ее на почве злоупотребления спиртными напитками лицо после обследования должно быть направлено на лечение сроком от 14 до 21 суток за счет предприятия.
14. На профилактический учет должны быть взяты хронические алкоголики, у которых выражена деградация личности и отмечается склонность к правонарушениям, а также лица, злоупотребляющие спиртными напитками, уклоняющиеся от работы, ведущие аморальный, паразитический образ жизни.
15. Надо улучшить антиалкогольное воспитание молодежи. С помощью средств массовой информации необходимо доходчиво рассказывать людям о пагубных последствиях пьянства и алкоголизма, о появляющихся на свет в результате этого детях-олигофренах, о больных алкогольными психозами. Подросткам, замеченным в употреблении спиртных напитков, неплохо было бы показать медицинский вытрезвитель во время приема клиентов или наркологическое отделение больницы, где лечатся несовершеннолетние алкоголики.
16. Необходимо добиться неукоснительного выполнения законодательных положений, правительственных постановлений и разработанных планов мероприятий по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Если закон будет выполняться, то всегда можно ожидать положительных сдвигов.
17. Правоохранительные органы, медицинские учреждения и общественные организации должны и впредь уделять особое внимание методам убеждения трудящихся по исполнению ими законодательства и нормативных положений по борьбе с пьянством и алкоголизмом.
18. Нужно пересмотреть размер штрафа по ст. 156 Ко АП БССР за мелкое хулиганство и появление лиц на улице и в других общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, а также за распитие спиртных напитков в запрещенных местах. Действующая на сегодняшний день сумма штрафа по нынешней зарплате и ценам
– не наказание.19. Следует внести изменения и дополнения в действующее антиалкогольное законодательство, так как привлечение нарушителей данного закона к юридической ответственности имеет важное значение в борьбе с пьянством.
Антиобщественный характер бытового пьянства и его способность причинять ущерб материальным, социальным и культурным ценностям общества обусловливают необходимость целого комплекса разнообразных средств экономического, социально-воспитательного, организационного, медицинского характера с правовыми мерами.
2. Преступность, связанная с незаконным оборотом наркотиков
Статистика свидетельствует, что последние 8 лет растет не только число лиц, потребляющих наркотики (в 1984 г. на территории бывшего СССР их было зарегистрировано 75 тыс., в 1988 г.
– более 130 тыс., в 1990 г. – 600 тыс., в начале 1991 года – 1,5 млн.), но и число преступлений, связанных с незаконным изготовлением, приобретением, хранением, перевозкой и сбытом этих средств. Таких преступлений ежегодно совершалось 30–35 тыс., с черного рынка изымалось до 50 т наркотиков1.———————————
1
Наркотические средства на черном рынке реализуются по очень высоким ценам. Это обстоятельство заставляет потребителей совершать преступления
– от краж и разбойных нападений до убийств и самоубийств, втягивать в наркоманию новых лиц. С точки зрения уголовного законодательства склонение к потреблению наркотических веществ расценивается как угроза здоровью и влечет ответственность по ст. 2194 УК БССР.Рост наркомании в настоящее время в некоторой степени можно объяснить относительной доступностью наркотиксодержащих растений и различного рода сильнодействующих веществ, а также наличием контингента лиц, превративших торговлю этим зельем в выгодный бизнес. Главная причина появления кустарно изготовленных наркотиков на черном рынке
– очень высокие доходы от их реализации. Наркобизнес охватывает значительные территории Средней Азии, Казахстана, Закавказья, Северного Кавказа, Украины и Дальнего Востока, где произрастают конопля и опийные сорта мака. В Беларуси также начинают появляться плантации мака и конопли на хуторах, в лесах, а в последнее время даже в зоне отселения в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.На территории бывшего СССР выявлены формирования подлинной наркомафии с хорошо налаженными связями, источниками сырья, рынком сбыта. Между этими группировками отмечается четкое распределение ролей и зон влияния. В странах СНГ появились "новые люди"
– дельцы наркобизнеса. Единственный закон, который они признают, это закон спроса и предложений, и готовы на любое зло, лишь бы оно приносило доход.Нынешнее убожество нашей денежной единицы имеет свои привлекательные стороны. Она отпугивает мировой наркобизнес от нашего черного рынка. Если же наш рубль все же наберет силу, то нужно ждать незамедлительного поступления крупных партий наркотиков из-за рубежа.
И, наконец, самое страшное: наркомания как болезнь омолаживается. В странах СНГ 117 тыс. подростков употребляют наркотики. Ученые предсказывают, что если не будут приняты эффективные меры по борьбе с наркоманией, то она через 2
–3 года может стать для всех бывших республик СССР национальным бедствием.Статистика свидетельствует о бурном распространении наркомании и в Беларуси, особенно среди молодежи. В 1987 г. состояло на учете 239 потребителей этого зелья, в 1988 г.
– 501, в 1989 г. – 516, в 1991 г. – 1000. Согласно существующей международной методике скрытый наркотизм примерно в 10 раз превышает официальные цифры зарегистрированных лиц. Следовательно, число потребителей наркотиков в Беларуси составляет около 10 тыс. В 1991 г. на территории Беларуси было зарегистрировано 516 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Их количество по сравнению с 1987 г. (было выявлено 168 преступлений) увеличилось в 3 с лишним раза. В 1992 г. сотрудниками милиции было изъято 207 кг маковой соломки – в 7 раз больше, чем в 1990 г. За время проведения операции "Мак-91" уничтожено 76 кг 733 г наркотических веществ, к административной ответственности привлечено 3538 чел.Самой криминогенной точкой является Гомельская область, где на почве употребления наркотиков совершено 178 преступлений, из них 120 приходится на Светлогорск и Светлогорский район.
Беларусь скоро может стать желанной страной для наркоманов, так как наш Верховный Совет в 1991 г. отменил административную ответственность за первое немедицинское потребление наркотиков и уголовную
– за повторное.Распространение наркомании в Беларуси имеет некоторые особенности. Здесь почти не используются традиционные наркотиксодержащие растения(опийный мак, конопля). Исходя из сведений наркологических диспансеров, большинство потребителей использует вытяжки и другие препараты, приготовленные кустарно из головок, соломки и молочка масличного мака, широко произрастающего на территории нашего региона.
Практика показывает, что потребители наркотиков, как правило, люди молодые (до 30 лет
– 67,2%; до 39 лет – 85,6%). Часть из них (свыше 23,8%) приобщились к этому зелью в возрасте не старше 19 лет, а большинство (57,9%) – до 25 лет.Наркотизация связана со следующими причинами: неосведомленность о последствиях, принуждение, прием наркотических лекарственных препаратов не по назначению врача, самолечение, у некоторой части молодежи корни наркомании следует искать в бездуховности, неумении организовать свой досуг, справиться с эмоциональными стрессами. Во многих случаях наркотизация осуществляется определенными лицами в корыстных целях: вовлечение в преступные или иные сомнительные группы, получение денег и ценностей. Следовательно, в подавляющем большинстве (75,3%) потребление наркотиков связано со склонением к их употреблению
1. Поэтому важно вовремя проводить профилактическую работу, направленную на развенчание романтики наркотического угара.—————————————
1
При осуществлении других организационных мероприятий по устранению наркомании необходимо направлять усилия на ликвидацию сырьевой базы, пресечение незаконного сбора и вывоза сырья. За рубежом для обнаружения подпольных плантаций мака, например, практикуется использование вертолетов, спутникового зондирования. К сожалению, у нас, как и в целом в государствах бывшего СССР, нет возможности уничтожить выборочные посевы дикорастущей конопли с помощью гербицидов, можно лишь перекрыть доступы
, организовав специальную охрану посевов. В настоящее время ученые разрабатывают эффективные методы обнаружения незаконных посевов наркотиксодержащих растений с применением средств дистанционного зондирования, космической и аэрофотографической съемок. Изучаются и новые возможности биологического подавления дикорастущей конопли.В ряде стран (США, Мексика и др.) для выявления и уничтожения посевов опийного мака и конопли используются армейские подразделения. Их опыт заслуживает внимания.
В предупреждении и устранении лекарственной наркомании немаловажную роль может сыграть проведение целенаправленных мероприятий по наведению порядка в реализации и использовании наркотических средств в лечебных учреждениях, а также на предприятиях, изготовляющих медицинские препараты.
В настоящее время мы вступили в борьбу с наркобизнесом практически не готовыми к ней. Мы выжигаем плантации мака, уничтожаем заросли конопли, но наркомафия перестраивается, выгодно получает некоторые наркотические вещества, в том числе и не известные нам, путем химического синтеза в хорошо оснащенных подпольных лабораториях.
Борьба с незаконным оборотом наркотиков предусматривает комплексные совместные меры как в регионах-производителях, так и в регионах-потребителях. Только единая антинаркотическая политика во всех странах СНГ, хорошо организованное взаимодействие между правоохранительными органами могут дать заметный результат. Это доказывать не стоит. Не случайно все государства мира объединяются в борьбе с наркоманией под эгидой ООН, не случайно разрабатываются и ратифицируются всевозможные международные конвенции. В апреле 1992 г. в Алма-Ате на совещании руководителей МВД стран СНГ и Грузии тоже обсуждались вопросы взаимодействия между органами внутренних дел по борьбе с преступностью. Назрела настоятельная необходимость в создании и в Беларуси специальной службы по борьбе с наркоманией, в увеличении штатов специализированных подразделений, улучшении подготовки их сотрудников с прохождением стажировки за рубежом.
Бороться с наркобизнесом в настоящее время можно лишь с помощью жесткого таможенного и пограничного контроля межгосударственных границ СНГ либо доверительного сотрудничества при полной координации действий из единого центра. По договоренности с МВД стран СНГ должны осуществляться масштабные операции на их территориях по ликвидации каналов распространения наркотиков, уничтожению сырьевой базы и сети организованных подпольных лабораторий. Осуществление подобных действий должно быть отражено в законодательстве каждой страны СНГ, что позволит узаконить борьбу с организованной преступностью наркотического профиля. В системе МВД Республики Беларусь, например, создано управление по борьбе с наиболее опасными уголовными проявлениями, организованной преступностью, коррупцией и наркобизнесом. По профилю выполняемой работы это управление имеет тесную связь с сетью подразделений МВД, КГБ и Интерпола.
В борьбе с наркоманией исключительное место занимает своевременное выявление потребителей. Зависит же это от знания процесса развития наркомании как болезни, характерных признаков поведения, внешнего вида наркоманов, их окружения. По этой причине особую значимость приобретает проведение регулярных занятий с работниками уголовного розыска, участковыми инспекторами, сотрудниками ИДН и специализированных подразделений по всему комплексу вопросов, связанных с предупреждением, пресечением, расследованием случаев незаконного оборота наркотиков.
Успешное принятие мер по пресечению распространения наркотизма требует определения конкретных задач каждому министерству и ведомству (а не только органам здравоохранения и МВД), обеспечения координации их усилий и контроля за конечными результатами. Правовой основой такой деятельности могла бы стать специальная программа по борьбе с наркоманией. Она и должна определить все аспекты проблемы, стратегию, приоритетные направления деятельности и меры по каждому из них. Для реализации программы было бы целесообразно создать специальный орган (координационный совет), наделенный соответствующими полномочиями. Этот орган должен подчиняться Верховному Совету или главе правительства, что позволит более оперативно решать самые разнообразные вопросы, объединять усилия всех заинтересованных ведомств в борьбе с наркоманией. Должно быть предусмотрено и соответствующее финансирование такой программы. С учетом экономических трудностей следовало бы создать единый фонд средств за счет определенных отчислений от прибыли при реализации спиртных напитков и табачных изделий, взимаемых судом сумм денежных компенсаций у осужденных по делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков.
Если реализация изложенных предложений не будет осуществлена, то борьба с наркоманией и связанными с ней преступлениями не принесет желаемого результата. И тогда наркомания, распространяясь, как злокачественная опухоль, может стать национальным бедствием.