Г л а в а V
Глава V
ОБЩЕУГОЛОВНАЯ КОРЫСТНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ
Криминологический анализ статистических данных, относящихся к общеуголовным корыстным преступлениям, совершаемых в отношении личного, государственного и общественного имущества (кражи, разбои, грабежи, мошенничества) показывает, что по отдельным видам уголовно наказуемых деяний существуют различия в динамике их изменений как за последние годы, так и в целом за период
1981–1990 гг. Так, если в отношении государственного и общественного имущества рост хищений путем кражи в 1990 г. по сравнению с 1981 г. составил 229% (табл. 21), увеличение случаев разбоя – 175% (с одновременным снижением числа грабежей и мошенничества), то рост зарегистрированных преступлений против личной собственности граждан отмечается по всем выделенным видам корыстных деяний (табл. 22). Пик роста корыстных уголовных проявлений приходится на 1989 г., когда, например, хищения государственного или общественного имущества путем грабежа отмечались более чем в 2 раза чаще, нежели в 1988 г., а разбой, кража и грабеж личной собственности возросли соответственно на 77; 70 и 65%. За десятилетие число краж личного имущества возросло почти в 4 раза.Как видно из табл.
21, наименьшее количество посягательств на государственную и общественную собственность отмечается в 1985–1987 гг., за исключением хищений путем мошенничества, число которых снизилось в 1988 г. почти на 40% по сравнению с 1986 годом. Что касается личной собственности граждан, то меньше всего зарегистрировано преступлений в 1986 г., когда их количество снизилось по разным видам на 16 – 36%.В 1990 г. уменьшилось количество мелких хищений и разбоев государственного имущества (на 11,0% и 10,0% соответственно), приостановился рост числа грабежей и разбоев личного имущества.
Анализ половозрастного состава лиц, совершивших общеуголовные корыстные и экономические деяния, показывает, что удельный вес преступников-мужчин преобладает по всем видам посягательств на государственную, личную собственность и в общем количестве экономических преступлений, за исключением относящихся к ст.153 УК (обман покупателей и заказчиков). Из табл.
23 видно, что в 1990 г. по сравнению с 1985 г. возросла доля мужчин, нарушивших закон по всем видам преступлений.Возрастной состав совершивших хищения разного рода (зарегистрированных по линии УР и БЭП
–БХСС), за период с 1985 г. существенных изменений не претерпел (табл. 24). Можно отметить некоторое "омоложение": на 1,2 и 4,1% увеличилось число правонарушителей в возрасте 14–15 лет; группа 16–17-летних увеличилась на 0,8 и 7,3%. Следует отметить, что если в отношении государственного имущества с увеличением возраста увеличивается число лиц, совершивших хищения (в группе 30 лет и старше – большинство таких преступников), то на личное имущество граждан покушаются чаще всего лица в возрасте 18–24 лет (30,3%) и 16–17 лет (24,6%).Есть различия и в социальном составе преступников. Правонарушения, относящиеся к группе экономической преступности (за исключением спекуляций и нарушений правил о валютных операциях), совершались лицами, абсолютное большинство которых (более 90,0%) на момент совершения противоправного деяния были трудоустроены, тогда как в группе лиц, совершивших общеуголовные корыстные преступления, доля работающих составляет от 39,6 до 65,1%. Наибольшее количество трудоспособных граждан, нигде не работавших и не учившихся на момент преступлений, отмечается среди тех, кто занимался мошенничеством (47,3%), разбоем (42,2%) и грабежом (36,2
%) личного имущества граждан (табл. 25).Следует отметить, что по всем видам криминальных деяний, зарегистрированных по линии уголовного розыска ОБЭП (ОБХСС), их участники в подавляющем большинстве были рабочими. Доля колхозников сравнительно невелика (максимальное значение до 18,9% от числа лиц, совершивших кражи государственного и общественного имущества, по линии ОБЭП). Удельный вес служащих довольно высок в числе лиц, занимавшихся хищениями государственного имущества путем присвоения, растраты или злоупотребления служебным положением (36,9%), а также среди уличенных во взяточничестве (46,2%). Каждая четвертая кража личного имущества совершалась учащимися (почти половина из них
– школьники). Наибольшая доля граждан, имевших высшее и среднее специальное образование, отмечается в группе лиц, совершивших хищение путем злоупотребления служебным положением (44,2%) и взяточничество (53,8%) (табл. 25).Используя относительные показатели о состоянии рассматриваемого вида уголовно наказуемых деяний (коэффициент преступности рассчитывался на 100 тыс. населения с 14-летнего возраста), мы можем провести сопоставительный анализ положения в Беларуси с аналогичными показателями в целом по бывшему Союзу и в соседних, граничащих с Беларусью государствах
– Украиной, Россией, Литвой, Латвией (табл. 26).Ранжированное распределение коэффициентов преступности выглядит следующим образом:
по разбоям: I. Латвия
по грабежам: I. Россия
– 65,2; II. Латвия – 62,0; III. Литва – 57,4; IV. Союз – 51,4; V. Беларусь – 39,6; VI. Украина – 35,4;по кражам государственного и общественного имущества: I. Латвия
– 196,6; II. Россия – 169,9; III. Литва – 141,8; IV. Союз – 136,8; V. Беларусь – 104,9; VI. Украина – 104,4;по кражам личного имущества: I. Латвия
– 627,4; II. Россия – 484,8; III. Литва – 481,8; IV. Союз – 389,2; V. Беларусь – 278,6; VI. Украина – 265,1.Очевидно, что по всем указанным видам имущественных уголовно наказуемых деяний, регистрируемых по линии уголовного розыска, самые высокие коэффициенты преступности отмечаются в Латвии, Российской Федерации и Литве. Наиболее благоприятное положение в Беларуси и на Украине.
Количество регистрируемых разбоев за последние 5 лет изменялось по всем выше названным странам, но тенденция роста этого вида преступлений отчетливо прослеживается начиная с 1987 г. Аналогичная же картина наблюдается в отношении динамики зарегистрированных грабежей и краж.
Анализ динамики хищений государственного или общественного имущества, совершенных путем присвоения или растраты, либо злоупотребления служебным положением, показывает: за последние годы происходит постепенное снижение числа регистрируемых преступлений, что скорее всего может объясняться переходом их в скрытое состояние.
Сравнивая показатели по таким видам противоправных деяний, как разбой, грабеж или кража, с вышеуказанным видом хищений, относящихся к сфере экономической преступности, мы можем констатировать наличие противоположных тенденций в развитии изменений по этим видам деяний в соседних с Беларусью странах Западного региона.
Неоднозначны показатели преступлений, составляющих часть теневой экономики. Прежде всего это хищения государственного или общественного имущества, совершенные путем присвоения, растраты, злоупотребления служебным положением, в том числе в крупных и особо крупных размерах, которых в Беларуси в 1990 г. совершено около 2000. Их количество с 1987 г. устойчиво снижается (темп снижения составляет около 12% в год). Аналогичный процесс происходит и с некоторыми другими преступлениями. Так, в 1990 г. в Беларуси зарегистрировано 199 случаев взяточничества (снижение по сравнению с 1981 г.
– 17,8%). Необходимо иметь в виду высокую латентность данного вида деяний. По мнению экспертов, статистика и правоохранительная практика не отражают реальных процессов в экономике. Здесь не выявляется до 70% преступлений, в том числе до 95% случаев взяточничества и хищений. Это может быть объяснено мимикрией теневой экономики, ее стремлением к использованию по возможности юридически нейтральных способов экономической деятельности, в том числе легализацией через кооперативы, аренду; усилением защищенности теневой экономики официальными структурами; слабостью нормативной базы экономической деятельности и другими причинами.Среди преступлений, наносящих ущерб экономике, хищения государственного имущества путем кражи, нарушение правил о валютных операциях, спекуляция и некоторые другие имеют в последние годы тенденцию к увеличению (табл.
27).Аппаратами по борьбе с экономической преступностью совместно с контролирующими органами и общественностью в 1990 г. проведены повсеместно проверки, в результате которых выявлено около 2 тыс. противоправных деяний, сохранено от разбазаривания и потерь ценностей на сумму более 0,5 млн. рублей. Во всех крупных городах были образованы специальные формирования по борьбе с уличной спекуляцией и злоупотреблениями в торговле. УБЭП во взаимодействии с КРУ Госкомсельхозпрода проверили движение от поставщика до потребителя 11 наименований особо дефицитных товаров народного потребления, выявили 6 фактов хищений.
Белкоопсоюз при участии ОБЭП проводил массовые инвентаризации, проверял фактическое наличие ценностей на 410 объектах Могилевского облпотребсоюза. Восемь потребительских обществ были охвачены сплошными инвентаризациями. Выявлено недостач на общую сумму 25,3 тыс. рублей и излишков ценностей на 3,6 тыс. рублей, вскрыто более 20 фактов корыстных правонарушений. В прошлом году совместно с Госторгинспекцией проведены рейды в 223 магазинах Минска, Минской и Могилевской областей. Выявлены злоупотребления и нарушения правил торговли: 68%
– обман покупателей, 11,3% – укрытие товаров от свободной продажи и реализация их со складов, "подсобок"; 19% – продажа товаров по завышенным ценам, 1,6% – хищения, 0,8% – несвоевременная сдача выручки.В течение года ОВД проверено 16
816 предприятий торговли, в том числе реализующих продовольственные товары – 8018. В результате выявлено 3760 случаев правонарушений, связанных с созданием искусственного дефицита товаров на сумму 3 млн. рублей. В отношении 1150 работников торговли за указанные преступления возбуждены уголовные дела. Кроме того, было выявлено 1192 факта спекуляции продовольственными и промышленными товарами. Структура предметов спекуляции: 54,9% – продовольственные товары, в том числе 40,8% – спиртные напитки, 4,3% – сельхозпродукты; среди промтоваров: 25,7% – автомашины, прицепы, запчасти; 21,2% – одежда; 17,0% – парфюмерия и косметика; 9,0% – табачные изделия, а также обувь, видеоаппаратура, часы, золотые и серебряные изделия, телевизоры.По данным Госкомстата, в Беларуси на конец 1990 г. зарегистрировано 6420 кооперативов (из них работающих
– 5646, или 87,9%), в которых числилось занятых граждан135 265 человек, в том числе по совместительству – 52 178. Выручка от реализации продукции и услуг кооперативов составила 612 млн. рублей. На начало 1991 г. зарегистрировано, связанных с функционированием кооперативов, 220 корыстных преступлений, из которых каждое второе является замаскированным хищением (в это число входит и 28 хищений в крупных и особо крупных размерах), разоблачено 38 фактов спекулятивных сделок, 17 – взяточничества. Установленная сумма извлечения нетрудовых доходов в кооперативном секторе экономики составила за 1990 г. около 800 тыс. рублей. Многие кооперативы неаккуратно выполняют свои партнерские обязанности перед банковскими учреждениями, что также наносит ущерб экономике (сумма задолженности банкам г. Минска составила за прошлый год около 400 тыс. рублей). Чтобы избежать ответственности, многие кооперативы прибегали к самоликвидации (до недавнего времени законом не было предусмотрено обязательное включение в Устав кооператива пунктов об ответственности по долгам).
Такого рода экономические преступления могут совершаться на любой стадии обращения капитала, мошенническое банкротство
– один из наиболее прибыльных видов уголовно наказуемой деятельности в сфере экономики. Само по себе банкротство может явиться результатом непредвиденных событий, однако наиболее грабительскую форму имеет злостное банкротство, то есть умышленное введение в заблуждение кредиторов и держателей акций с целью присвоения денег, прикрываемое ложной отчетностью. Опыт других стран позволяет прогнозировать расширение масштабов создания фиктивных банковских учреждений и их ложное банкротство; кредитование несуществующих кооперативов и совместных предприятий, незаконное получение и присвоение государственных ссуд, различные формы мошенничества с целью "отмывания" денег. К числу иных экономических преступлений относятся: уклонение от уплаты налогов, нарушение таможенных правил, дача взятки предполагаемым оптовым покупателям, фальсификация продуктов и товаров, сговор по поводу цен. В последнее время массовый характер приобрело укрытие доходов от налогообложения. Проверками, проведенными налоговыми инспекциями в ассоциациях "Белагросервис", "Коммунальник", кооперативах "Метроном", "Микобанк" и др., выявлено, что эти коммерческие структуры задолжали государству в форме налогов около 30 млн. рублей. "Метроном", чтобы уйти от ответственности, самоликвидировался.Характер борьбы с экономической преступностью при рыночных отношениях хозяйствования определяется господствующими при рынке принципами и ими же ограничивается. Еще на заре капитализма в качестве преступлений рассматривались, например, покупка и накопление товаров с целью обеспечения монопольного обладания им и последующей продажи его по завышенным ценам. Кроме того, одним их мошеннических приемов, помогающих собственнику (например, руководителю предприятия, объединения) избежать неприятных для него последствий конкурентной борьбы, сбивающей цены, является практика предварительного сговора о фиксировании цен на свою продукцию с другим собственником. В такой ситуации конкуренция между предприятиями (корпорациями) фактически устраняется, цены искусственно поддерживаются на гораздо более высоком уровне. На охрану принципа "экономической свободы" был направлен принятый в США еще в 1890 г. антитрестовский закон Шермана. Его целью было установление контроля и регулирование создания промышленных организаций, чтобы не допускать возникновения монополий, сговоров о дележе рынков и фиксировании цен.
Во всех развитых странах существуют законы против ограничения конкурентоспособности, поскольку без конкуренции на монополистическом рынке сигнальные функции цен (как показатели интенсивности спроса) во многом сведены на нет. Кроме того, как правило, имеется и опасность эксплуатации потребителей.
Переход к рыночным отношениям хозяйствования
– это переход от тотального администрирования к более широкому использованию экономических методов, таких, как цены, налоги, кредит, инвестиции. Общество, экономика которого базируется на рыночных механизмах конкуренции между субъектами, представляющими различные формы собственности, заинтересовано в одинаковом, непредвзятом отношении государства с его регулирующей ролью ко всем без исключения хозяйственным единицам.Право государственных властных и хозяйственных органов и организаций на выдачу и получение ссуд, кредитов, авансов, субсидий, скидок и наценок, контроль за установлением цен и проверка их обоснованности, снижение или увеличение налогов, нормативов, контроль за отводом и сдачей в аренду земель; помещений, оборудования и инвентаря, учреждением совместных предприятий, как показывает современная хозяйственная жизнь обусловливает злоупотребления, в том числе со стороны должностных лиц и других государственных служащих.
Важным этапом в системе мер социально-экономического переустройства в Беларуси является процесс приватизации. По мнению некоторых специалистов, принятое решение о приватизации государственной собственности, в том числе жилья, может повлечь, несмотря на предполагаемое "равенство на старте", массированную скупку у нищего населения различных документов на право их владения жильем или государственной производственной собственностью. В совершении злоупотреблений такого рода подозреваются прежде всего те, кто в массовом сознании объединен понятием "лица с нетрудовыми доходами",
– кооператоры, торговая мафия, дельцы теневой экономики. Признавая необходимость приватизации государственной собственности как необходимого этапа на пути к утверждению рыночных отношений, многие граждане, как показало наше исследование, относятся к проводимым реформам с недоверием, недостаточно четко представляя себе, что такое рыночная система хозяйствования, в чем ее преимущества. Так, например, отвечая на вопрос о том, какие меры борьбы с "теневой экономикой" являются наиболее эффективными, большинство (64,1%) опрошенных высказались за усиление уголовной ответственности. Более трети респондентов указали на необходимость улучшения работы правоохранительных органов и расширения прав работников милиции (22,7%). Некоторые считают, что в борьбе с теневой экономикой может быть эффективным усиление рабочего контроля (24,1% ответов) и даже воспитательная работа (10,8%). И только в 30,2% ответов указывается на эффективность применения мер налоговой и финансовой политики, на переход к рыночной экономике. Легализация "теневой экономики", введение строгой системы налогообложения, конечно, являются наиболее верными путями выхода из экономического кризиса. Капитал безразличен к нравственности, поэтому как только деньги взяли из кубышки и отправили "работать на производство", они сразу теряют свой "криминальный запах".Анализ криминальной деятельности в сфере экономики показал, что в разных республиках СССР соответствующие показатели (коэффициенты преступности) значительно различаются. В 1989 г. максимальные и минимальные коэффициенты экономических преступлений отличались примерно в три раза. Самыми высокими они были в Казахстане, Узбекистане и Грузии, самыми низкими
– в Эстонии (табл. 28).Показатели преступлений, совершаемых в сфере экономики, снизились в 1989 г. по сравнению с предыдущими во всех (кроме Таджикистана, Киргизии и Украины) республиках. Однако, это не означает реального снижения рассматриваемых преступлений, а скорее говорит о переходе значительной их части в латентное состояние. Как видно из таблицы, Беларусь занимает пятое место по уровню экономических преступлений, превышая соответствующие показатели в Литве, Латвии и на Украине.
Таблица 21
Динамика зарегистрированных хищений государственного и общественного имущества в Республике Беларусь
Год |
Хищение путем кражи |
% |
Хищение путем грабежа |
% |
Разбой |
% |
Хищение путем мошенничества |
% |
Мелкое хищение |
% |
1981 |
3871 |
100 |
172 |
100 |
16 |
100 |
176 |
100 |
390 |
100 |
1982 |
4012 |
103,6 |
187 |
108,7 |
18 |
112,5 |
170 |
96,5 |
432 |
110,8 |
1983 |
5077 |
131 |
203 |
118 |
19 |
118 |
169 |
96 |
571 |
146 |
1984 |
5559 |
143 |
201 |
116 |
20 |
125 |
155 |
88 |
697 |
178 |
1985 |
4825 |
124 |
147 |
85 |
19 |
118 |
222 |
126 |
696 |
178 |
1986 |
3621 |
93 |
65 |
37 |
16 |
100 |
228 |
129 |
491 |
125 |
1987 |
3264 |
84 |
91 |
52 |
8 |
50 |
211 |
119 |
429 |
110 |
1988 |
3796 |
98 |
76 |
44 |
21 |
131 |
139 |
78 |
367 |
94 |
1989 |
6219 |
160 |
155 |
90 |
31 |
193 |
142 |
80 |
424 |
108 |
1990 |
8891 |
229 |
160 |
93 |
28 |
175 |
144 |
81 |
379 |
97 |
Таблица 22
Динамика зарегистрированных хищений личного имущества граждан в Республике Беларусь
Год |
Кража |
% |
Грабеж |
% |
Разбой |
% |
Мошенничество |
% |
1981 |
7 022 |
100 |
1215 |
100 |
286 |
100 |
532 |
100 |
1982 |
8 113 |
115,5 |
1384 |
113,9 |
302 |
105,6 |
615 |
115,6 |
1983 |
11 548 |
164 |
1690 |
139 |
353 |
123 |
719 |
135 |
1984 |
13 792 |
196 |
1927 |
158 |
333 |
116 |
724 |
136 |
1985 |
12 522 |
178 |
1577 |
129 |
288 |
100 |
675 |
126 |
1986 |
10 335 |
147 |
1011 |
83 |
189 |
66 |
559 |
105 |
1987 |
10 082 |
143 |
1316 |
108 |
201 |
70 |
470 |
88 |
1988 |
13 026 |
185 |
1814 |
149 |
331 |
115 |
468 |
87 |
1989 |
22 260 |
317 |
3011 |
247 |
586 |
204 |
632 |
118 |
1990 |
26 712 |
380 |
2978 |
245 |
581 |
203 |
907 |
170 |
Таблица 23
Состав лиц, совершивших общеуголовные корыстные и экономические преступления, по полу, %
Вид преступления |
Мужчины |
Женщины |
||
1985 |
1990 |
1985 |
1990 |
|
Хищения государственного или общественного имущества, совершенные путем | ||||
кражи |
90,7 |
95,0 |
9,3 |
5,0 |
грабежа |
94,3 |
95,0 |
5,7 |
5,0 |
разбойного нападения |
96,8 |
100,0 |
3,2 |
— |
мошенничества |
69,4 |
76,5 |
30,6 |
23,5 |
Хищения личного имущества граждан, совершенные путем | ||||
кражи |
78,0 |
89,6 |
22 |
10,4 |
грабежа |
92,4 |
96,3 |
6,6 |
3,7 |
разбойного нападения |
96,1 |
98,0 |
3,9 |
2,0 |
мошенничества |
55,3 |
81,0 |
44,7 |
19,0 |
Экономическая преступность | ||||
Нарушение правил о валютных операциях |
58,0 |
61,0 |
42,0 |
39,0 |
хищения |
64,4 |
68,7 |
35,6 |
31,3 |
спекуляция |
52,6 |
59,9 |
47,4 |
40,1 |
обман покупателей и заказчиков |
8,9 |
12,7 |
91,1 |
87,3 |
взяточничество |
60,3 |
77,3 |
39,7 |
22,7 |
Таблица 24
Возрастной состав лиц, совершивших хищения
Возрастная группа |
Лица, совершившие хищения |
|||
государственного и общественного имущества |
личного имущества |
|||
1985 |
1990 |
1985 |
1990 |
|
14– 15 лет% |
258 |
313 |
564 6,2 |
1068 |
16– 17 лет% |
714 |
628 |
1584 |
2541 |
18 лет – 24 года% |
2405 |
1559 |
3094 |
3137 |
25– 29 лет% |
2315 |
1833 |
1428 |
1533 |
30 лет и старше % |
6890 |
5482 |
2500 |
2070 |
Всего % |
12 582 |
— |
— |
— |
Таблица 25
Социальный и образовательный состав лиц, совершивших преступления, %
Вид преступления |
Трудоустроенные |
Трудоспособные (не работавшие и не учившиеся) |
Рабочие |
Колхозники |
Служащие |
Учащиеся |
В т.ч. школьники |
С высш. и сред. спецобразованием |
Хищения государственного и общественного имущества, совершенные путем | ||||||||
кражи |
56,6 |
21,3 |
44,8 |
10,4 |
1,4 |
18,9 |
47,4 |
7,1 |
грабежа |
61,1 |
24,8 |
58,3 |
5,0 |
1,8 |
6,9 |
13,3 |
8,3 |
разбоя |
61,1 |
30,5 |
47,5 |
10,2 |
3,4 |
5,1 |
— |
11,7 |
мошенничества |
54,7 |
29,2 |
36,8 |
9,4 |
8,5 |
5,6 |
16,7 |
18,9 |
Мелкие хищения | 64,6 |
22,1 |
48,6 |
14,9 |
1,1 |
7,7 |
14,2 |
8,8 |
Хищения личного имущества, совершенные путем | ||||||||
кражи |
41,2 |
29,1 |
32,6 |
7,8 |
0,8 |
26,1 |
43,8 |
7,3 |
грабежа |
40,3 |
36,2 |
35,9 |
3,7 |
0,7 |
19,3 |
28,1 |
12,3 |
разбоя |
43,3 |
42,2 |
38,6 |
4,2 |
0,5 |
10,8 |
2,1 |
7,7 |
мошенничества |
39,6 |
47,3 |
29,3 |
4,9 |
5,4 |
5,4 |
— |
14,6 |
Нарушения правил о валютных операциях | 52,4 |
15,0 |
37,8 |
— |
14,6 |
7,3 |
— |
29,3 |
Хищения путем злоупотребления служебным положением | 99,0 |
— |
52,8 |
9,3 |
36,9 |
— |
— |
44,2 |
Кражи | 99,9 |
0,3 |
78,4 |
18,9 |
2,6 |
— |
— |
14,1 |
Мелкие хищения | 99,9 |
— |
81,7 |
15,9 |
2,3 |
— |
— |
13,9 |
Спекуляция | 61,8 |
9,8 |
49,0 |
1,8 |
11,0 |
3,5 |
13,2 |
22,8 |
Обман покупателей | 99,9 |
— |
78,2 |
1,5 |
20,2 |
— |
— |
31,0 |
Взяточничество | 92,4 |
4,0 |
42,0 |
4,2 |
46,2 |
— |
— |
53,8 |
Таблица 26
Коэффициенты преступности по имущественным деяниям (по линии УР)
Вид преступления |
В целом по Союзу |
Беларусь |
Литва |
Латвия |
Украина |
Россия |
Разбой |
10,2 |
7,7 |
9,5 |
15,6 |
6,5 |
12,6 |
Грабеж |
51,4 |
39,6 |
57,4 |
62,0 |
35,4 |
65,2 |
Кража государственного и общественного имущества |
136,8 |
104,9 |
141,8 |
196,6 |
104,4 |
169,9 |
Кража личного имущества |
389,2 |
278,6 |
481,8 |
627,4 |
265,1 |
484,8 |
Таблица 27
Динамика некоторых видов преступлений в сфере экономики, %
(1981 г. – 100%)
Вид преступления |
1985 |
1986 |
1987 |
1988 |
1989 |
1990 |
Хищение государственного или общественного имущества, совершенные путем присвоения или растраты либо злоупотребления служебным положением |
117 |
133 |
130 |
111 |
92 |
83 |
Хищение путем кражи |
90 |
54 |
67 |
81 |
104 |
116 |
Мелкие хищения |
213 |
176 |
229 |
219 |
246 |
217 |
Нарушение правил о валютных операциях |
149 |
140 |
144 |
121 |
120 |
171 |
Частнопредпринимательская деятельность и коммерческое посредничество |
164 |
142 |
71 |
57 |
50 |
114 |
Спекуляция |
97 |
101 |
108 |
119 |
124 |
139 |
Обман покупателей и заказчиков |
125 |
197 |
182 |
184 |
194 |
140 |
Таблица 28
Ранжированное распределение коэффициентов преступности
в сфере экономики в республиках СССР(на 100 тыс. населения с 14-летнего возраста)
1980 |
1985 |
1989 |
1. Казахстан – 159 | 1. Казахстан – 182 | 1. Казахстан – 176 |
2. Грузия – 140 | 2. Узбекистан – 157 | 2. Узбекистан – 142 |
3. Армения – 125 | 3. Грузия – 147 | 3. Грузия – 139 |
4. Азербайджан – 117 | 4. РСФСР – 135 | 4. РСФСР – 127 |
5. Узбекистан – 110 | 5. Белоруссия – 125 | 5. Белоруссия – 123 |
6. РСФСР – 104 | 6. Азербайджан – 124 | 6. Киргизия – 114 |
7. 8. Литва – 102 | 7. Армения – 116 | 7. Туркмения – 107 |
7.8. Таджикистан – 102 | 8. Литва – 114 | 8. Таджикистан – 98 |
9. Киргизия – 101 | 9. Туркмения – 113 | 9. Азербайджан – 95 |
10.Латвия – 97 | 10. Киргизия – 109 | 10. Литва – 93 |
11. Белоруссия – 93 | 11. Эстония – 104 | 11. Молдова – 85 |
12. Туркмения – 79 | 12. Молдова – 102 | 11. 12. Армения – 85 |
13. Молдова – 76 | 13. Латвия – 88 | 13. Латвия – 84 |
14. Эстония – 70 | 14. Украина – 79 | 14. Украина – 80 |
15. Украина – 61 | 15. Таджикистан – 11 | 15. Эстония – 58 |